Рисунки из альбома К.М. Бороздина

Альбом рисунков и чертежей к путешествию по России К. М. Бороздина. Этот альбом нарисован примерно в 1809 году. Он хранится в рукописном отделе Российской Национальной Библиотеке. FIV 204/2., Санкт-Петербург.

Рисунки приведены в изданиях:

  1. Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н. Крепость Кириллово-Белозерского монастыря и ее вооружение в XVI – XVII вв. // МИА. 1958, №77, С. 144-199
  2. Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н. Великая Государева крепость. —  Л., 1972.

Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н. 1958

pic7pic8pic9pic10

Кирпичников А.Н., Хлопин И.Н. 1972

123

Реклама

Рисунки и иллюстрации А.В. Висковатова

Работа А.В. Висковатова подарила нам множество иллюстраций доспехов.

Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Часть 1. СПб.: Воен. тип., 1841. Альбом иллюстраций.

Конечно, в работе Висковатова присутствует много неточностей, ондако учитывая, что это была первая серъезная монография — она до сих пор является первым источником любого оружиеведа.

Здесь приведены лишь рисунки доспехов. Стоит отметить, что часть рисунков включают вещи XVI-XVII веков.

Рис. 28

028

Рис. 29-30. Висковатов ошибочно считал кольчуги, пансыри, байданы и бахтерцы русскими доспехами с XIV по XVII век. На самом деле, кольчуги исполбзовались с IX-X вв., пансыри известны с XIII века, байданы на Руси не ранее середины XV века, а бахтерцы с конца XV века. — О.Ш.

029_030

Рис. 31-32. На самом деле, кольчато-пластинчатые доспехи появились на Руси в середине XV века. Кроме того, важно подметить, что из-за утверждения Висковатова о калантарях как о безрукавных доспехах столь силбно вошло в историографию, что все без иселючения оружиеведы XIX-XX вв. проворинили единственный сохранившийся артефакт.

031_032

Рис. 33. По мнению А.Н. Кирпичникова, вариации куяков бытовали в Северо-Восточной Руси с XIII по XVII век, причем до XVI века наывались пансырями. Такие пластинчатые доспехи были как западного происхождения, так и восточного. Больгшинство доспехов, с которых рисованы иллюстрации куяков у Висковатова, восточного происхождения XVII века.

033

Рис. 34-35. Эти зерцала срисованы с царских зерцал XVI-XVII века ищ Оружейной палаты, и поэтому вполной мере не отображают вооружение поместного войска.

034_035

Рис. 36-37. Эти зерцала срисованы с царских зерцал XVII века ищ Оружейной палаты, и поэтому вполной мере не отображают вооружение поместного войска.

036_037

Рис. 38-39. Длительное время считалось что Висковатов изобразил что-то непонятное. Некоторые реконструкторы даже считали такие кольчато-пластинчатые бармицы его выдумкой. Однако как показали документы, некоторые бармицы использовались в сочетании с бахтерцами. В своей статье о «Необязательных доспехах» я предположил, что такие бармицы могли быть дополнением московитских безрукавных бахтерцев, которые застегивались на плечах и боку. Более того, в королевском арсенале Турина, на одном из всадников можно увидеть похожий османский доспех. Что касаеться «зарукавья» —  то такая защита руки могла быть частью куячного наряда. В любом случае эти доспехи бытовали с середины XV по XVII век.

038_039

Рис. 40-41. Такие рукавицы вклепанные в наручи были частью восточного кольчато-пластинчатого комплекса доспехов XV-XVII вв.

040_041

Рис. 42. Эта рукавица сокольничьего из Оружейной палаты датируеться XVII веком.

042

Рис. 43. Эти бутырлыки из Оружейной палаты датируються XVII веком. В целом же бутырлыки бытовали как и все ориентальные доспези с середины XV до конца XVII века.

043

Рис. 44.

044

Рис. 45. Этот рисунок подписан как «шеломы» и это самая большая ошибка Висковатова. Вслед за описью Оружейной палаты 1835 года, в которой поменяли местами «шеломы» и «шишаки», Висковатов «закрепил» эту ошибку, которая была окончательно исправлена лишь в 1973 году, Анатолием Кирпичниковым. На самом деле на этом рисунке изображены рейтарские шишаки конца XVI- начала XVII вв. Исходя из формы науша, вероятно, что этот шишак имел польское происхождение.

045

Рис. 46.. Эти шлемы также шишаки, а не шеломы, и вероятно восточного происхождения XVII века.

046

Рис. 47. Эти шлемы Висковатов назвал колпаками, хотя на самом деле на рисунке два разных шлема, сделанных в расзных странах, и даже принадлевших разным периодам. Слева шелом XVI века, находившийся в арсенале Кирилло-Белозерского монастыря. Справа т.н. шапка с Деисусом из Оружейной палаты, Византийского производства XIII века. В описях Оружейной палаты термином колпак называют тулью шеломов.

047

Рис. 48. Эти шлемы Висковатов подписал «шишаками», но как я уже упомянул выше — это не так. Слева изображен русский «шелом» XVI века, а справа вероятно раннетюрбанный восточный шлем, возмоно XV века. Оба этих шлема были в арсенале Кирилло-Белозерского монастыря.

048

Рис. 49. На этом рисунке изображены типичные русские шеломы XVI века. Они также происходили из арсенала Кирилло-Белозерского монастыря.  Еще одно последствие иллюстраций Висковатова заключаеться в убеждении, что все шеломы имели кольчатые бармицы. Возможно наличие отверстий для крпеления подшлемника, наушей, подбородочного ремешка или медной полосы на венце шеломов, были трактованы исключительно как для крепления бармицы.

049

Рис. 50. Висковатов первый ввел деление мисюрок на прилбицы и приплешницы. На этом рисунке оба шлема отнесены к прилбицам. Однако лишь правый шлем является прилбицей XVI века. Шлем слева является вариацией тюобанных шлемов, о чем свидетельствует вырезы для глаз на венце шлема.

050

Рис. 51. Мисюрки-наплешницы XVII века.

051

Рис. 52. Эти шапки бумажные калмыцкого происхождения XVII века из Оружейной палаты.

052

Рис. 53. На этом рисунке Висковатов также смешал времена и регионы. Шлемы слева и справа, вероятно XVII века из западного вооружения, а шлем в центре можно отнести к т.н. восточным или русскми цилиндроконический шатровидным шлемам XIV-XV вв.

053

Рис. 54. На этом рисунке Висковатов изобразил восточный шлем XVII века, который ничем не отличался от иерихонок. Учитывая то, что много шлемов XVI-XVII ввю делались из меди, сомнительно что шапка медная на данном рисунке иллюстрирует отдельный вид шлемов.

054

Рис. 55. Шапки иерихонские XVII века из Оружейной палаты

055

Рис. 56-57. Щиты сделанные в XVII веке для конюшеного наряда.

056_057

Рис. 58-59. Персидские щиты XVI века из Оружейной палаты.

058_059

092093094095096097098099100101

Шелом из ГИМа(?)

Шелом из ГИМа(?). Тулья высокая, гладкая. Венец прямой, по венцу есть отверстия для вооружения и медный кант на гвоздях. Навершие привертное.  

Первоначально я решил, что этот шелом — это шелом № 4 из Ипатьевского переулка. Однако, после консультации с Олегом Фёдоровым, оказалось, что вероятно это разные шлемы. К сожалению происхождение его неизвестно.

Фото из: Беляев Л.А. Крепости и вооружение Восточной Европы. — М.; Бук Хаус, 2005.

Шелом 16 в фото из Беляева

Шелом из раскопок на территории Кремля

Шелом из раскопок на территории Кремля. Тулья высокая. Венец гладкий. На венце сохранились заклепки или отверстия для них, использовавшиеся для прикрепления подбоя. Навершие привертное. XV-XVI век.

 

Этот шлем найден, верояьно в 1989 году.

Вот как его описывает Т.Д. Панова: «Из находок вышележащих слоев этого участка интересен металлический шлем сфероконической формы, обнаруженный на глубине 5 м от современной поверхности. Шлем сплющен, имеет утраты на тулье и деформированный венец (ил. 1). Наголовье покрыто характерной для ранних вещей синей патиной, не позволяющей определить технологические особенности изделия. Его высота 31 см. На венце сохранились заклепки или отверстия для них, использовавшиеся, видимо, для прикрепления подбоя. Отметим, что за последнее время это уже третий шлем, обнаруженный на территории Кремля, если не считать двух найденных в середине XIX в. Датировка находки затруднена тем, что слой, в котором обнаружен шлем, не был исследован (по техническим причинам). Косвенные признаки позволяют отнести боевое наголовье к XV—XVI вв.»

Панова Т.Д. Некоторые итоги изучения культурного слоя северной части Кремля // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. VI. М., 1989, С. 17-19.

из Пановой

Шишак или Прилбица из Музея Археологии Москвы

Шишак/Прилбица из Музея Археологии Москвы. Череп полусферический. Украшен 18 лепестковой розеткой, с расходящимися спиралеобразными лопастями, ограниченными снизу волнообразной полосой. По низу черепу сделано большое количество отверстий для крепления кольчатой бармицы. Шиш отсутствует. Серебряная насечка полностью стерлась. XVI век.

Этот шлем найден в ходе строительных работ в районе Ильинского проезда по сооружению станции «Площадь Ногина» (ныне Китай-город), Калужско-Рижской линии метро в 1969-1971 гг. Если сравнивать форму этого шлема с остальными шишаками, сразу бросается в глаза его заниженная, как для шишака тулья. Возможным тому объяснением может быть надобность отнести его не к шишакам, а к прилбицам — одному из видов мисюрок, у которых череп покрывает голову ратника до нижней части лба, отсюда и название этого вида мисюрок. В любом случае

Шлем сделан из пластины толщиной в 0,1 см

  • Диаметр – 19,4 см
  • Высота – 15,7 см
  • Окружность – 61 см
  • Вес – 520 г

Рисунок из: Кутасов П.А. Предметы вооружения и снаряжения воина XVI – XVII вв из археологических наблюдений в Ильинском проезде г. Москвы . // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 5. М., 2009. С. 251-267, рис. 6, Автор рисунка: Олег Федоров.

из Кутасова

Фото взяты с ТФ

Фото шишака из Музея истории г. Москвы2med_gallery_1827_403_1273152

 

Шишак из Зеленого Яра

Шишак из Зеленого Яра. Череп полусферический,  слегка заострен сверху, от навершья до нижней трети черепа вертикальные долы. Шиш отсутствует. 

Вероятно этот шишак сделан в XVI веке.

Фото из сети:

ba6a

Илл. из: Бауло А.В. Домашние (семейные) святилища северных хантов
// Археология, этнография и антропология Евразии, 2004, № 1, С. 89-101.
Рис 6(а) на C. 93.

post-13-1153394327

Илл. из: Бобров Л.А. «Шишак московский, шишак литовский, шишак калмыцкий…» Боевые наголовья российских воинов в Сибири в конце XVI-го — XVII веке // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Пятой Международной научно-практической конференции 14-16 мая 2014г. СПб., 2014. Ч. I. C. 196, Рис. 2

Бобров, шишак моск., шишак литовский т.д.