Кольчуга № 4470 из Оружейной палаты

Кольчуга № 4470 из Оружейной палаты. XVI век (?).

Вот описание этой кольчуги Н.В. Гордеевым: Например, кольчуга № 4470, отнесенная в прежних описях к XVI веку, судя по технике крепления колец, по узорам, а также исходя из сопоставления с другими кольчугами, изготовлена значительно ранее XVI века. Рисунок, украшающий кольчугу, напоминает украшения на одеждах, встречающихся в настенной росписи Киевской Софии,; относимой к XII веку. Эта кольчуга, великолепной сохранности и прекрасной работы, имеет два вида колец–одни креплены на гвоздь, другие – сеченные из раскованного в лист железа. Наиболее крупные кольца расположены в виде прямоугольников на груди и спине; более мелкие–на плечах, боках и подоле. Ворот – квадратный, разрезной, с неглубоким подполком; глубина разреза – 14 см; ширина подполка – 9 см. Ворот застегивается справа налево. Правая сторона подполка сплетена из более толстых, массивных колец, и при застегивании ворота прикрывает левый подполок, сплетенный из более тонких колец. Подол кольчуги на передней части имеет разрез длиной 9 см, назади разреза нет. На правой стороне груди кольчуги укреплено свинцовое литое клеймо с «выбитыми на нем двумя знаками «Большой государевой казны»(двуглавый орел в щитке). Кольца кольчуги двух видов: первый вид – клепаные, второй–сеченные пз листа железа и затем прокованные в виде небольших шайб с эллипсовидным сечением. По массивности и размерам кольца делятся на четыре группы: 1-я группа – кольца наиболее массивные, расположенные на груди и спине; 2-я –кольца среднего размера, расположенные на боках, спине и подоле; 3-я – кольца тонкие, расположенные на плечах, рукавах и частично на спине; 4-я – кольца, не соответствующие кольцам самой кольчуги, расположенные группами в виде «заплат»и указывающие на места починки порванных мест. Всего колец в кольчуге насчитывается около 25 000 штук.

Плетение кольчуги требовало большого искусства (рис. 2). Задачей мастера было изготовить кольчугу более легкую и более прочную. Для этого в более уязвимых местах мастер усиливает плетение массивными кольцами и, наоборот, в менее уязвимых–облегчает доспех легкими кольцами. В горизонтальном направлении кольца идут параллельными рядами, по вертикали ряды колец расходятся от центра к краям приблизительно под углом в 20°, отчего L? талии ширина кольчуги 80 см, а по краю подола 94 см и расхождение кольчужных рядов зависит не от дополнительного вплетения клиньев, что можно наблюдать на некоторых панцирях, а достигается путем подбора колец более тонких, но равных по диаметру с остальными кольцами кольчуги. Таким образом, от подбора толщины проволоки кольца зависит не только требуемая прочность, но и сам покрой кольчуги, что мастером-кольчужником, изготовившим эту кольчугу, было точно учтено.

Всего на передней стороне кольчуги насчитывается 107 рядов, каждый ряд по горизонтали параллелен с соседним рядом и состоит из 90 штук клепаных и сеченых колец.

Спина кольчуги набрана из нескольких комбинаций клепаных и сеченых колец. Кольца наиболее массивные и крупные расположены в виде прямоугольника на левой стороне спины. Прямоугольник составлен из клепаных и сеченых колец, причем из 836 колец, составляющих этот прямоугольник, только 154 кольца цельносеченные, остальные клепаные. По-видимому, мастер считал, что наиболее надежны кольца клепаные; цельносеченные же кольца, как ненадежные, употреблялись им с большой осторожностью.

Крепление колец на груди выполнено исключительно тщательно, что до известной степени затрудняет нахождение какого-либо следа, дающего возможность определить некоторые моменты самого процесса сборки. На плечах, особенно на левом плече, можно обнаружить кольца, совсем не закрепленные мастером. Возможно, именно в этих местах мастер-кольчужник немного поторопился со сборкой, а может быть, и по другим причинам, но кольца здесь остались незакрепленными.

Эти незакрепленные кольца дают возможность разобраться более глубоко в самом процессе заготовки и крепления колец. Во-первых, мы имеем подготовленное кольцо, во-вторых, кольцо с заготовленным гвоздем и, в-третьих, сам гвоздь в том виде, в котором он заготавливался мастером.

Форму гвоздя и его размеры установить было до последнего времени совершенно невозможно. Кольчужные гвозди не были найдены, за исключением отдельных гвоздей в чиненых кольцах, которые не родственны ни самой кольчуге, ни времени ее изготовления.

Данная кольчуга (№ 4470) открывает нам процесс производства, благодаря чему мы можем восстановить ту далекую технику, которая применялась при изготовлении русского кольчатого доспеха.

О том, как готовились кольца для каждой кольчуги, было уже сказано в начале. Сейчас мы имеем некоторое подтверждение описанных ранее положений. Если мы возьмем для анализа одно кольцо и осторожно вынем едва согнутый (благодаря чему он и держался) шип, мы будем иметь вполне подготовленное для сборки кольцо. Оно имеет вид неправильного овала, хорошо проштамповано, а концы его наложены один на другой, но не скреплены за клепкой-гвоздем. Отверстие для заклепки уже готово; оно было сделано до сгиба проволоки.

Заклепка приготовлялась заранее из проволоки более тонкой, чем проволока самого кольца. При толщине проволоки исследуемого кольца 1,5 мм толщина проволоки заклепки – 1 мм. Высота шипа рассчитана так, чтобы при расклепке с обеих сторон кольца образовалась вполне оформившаяся заклепка. Здесь, конечно, необходимо было принимать во внимание и толщину склепываемого места, так как толщина эта нестандартна даже у колец одного размера. Для кол. ца при диаметре 12 мм и толщине в месте склепки 1,5 мм высота заклепочного шипа – 3,5′ мм. Но всей длине шин имеет незначительный конус. При сборке кольчуги кольца разводились, в отверстие нижнего конца вставлялся шип, который довольно прочно держался в отверстии своей наиболее широкой частью. Затем кольцом схватывались два кольца кольчуги по порядку с краю, после чего концы кольца сводились, и верхняя часть насаживалась на более тонкую часть шипа. Клепка производилась при помощи специальных приспособлений, следы от которых имеются на большинстве колец.

При сборке кольчуги иногда заготовленное отверстие в кольце не совпадало с острым концом шина; тогда в момент клепки шип пробивал в новом месте другое отверстие, и заклепка получалась рядом с заготовленным отверстием. Как качество железа на кольцах, так и добротность выковки колец заставляет отнести эту древнюю кольчугу к превосходным образцам работы русских доспешных мастеров.

По своему внешнему виду кольчуга напоминает рубашку с квадратным воротом и рукавами. I Русские рубахи обычно по краям рукавов, по подолу, воротнику и подполку вышивались разноцветными шелками, серебром и золотом и украшались иногда жемчугом; так и на этой кольчуге мастер-оружейник внес украшения, но только не разноцветными шелками, а цветом самого металла, так как кольца клепаные имели светлый цвет, кольца, сеченные в горячем виде из листа железа, имели сине-вороненый цвет. Это различие цветов мастер-оружейник использовал для орнаментальной обработки кольчуги.

Путем просмотра и подсчета колец каждого ряда на данной кольчуге удалось установить некоторую закономерность в распределении колец клепаных и цельносеченных и сделать вывод, что цельносеченными кольцами кольчужник не только ускорял темпы производства кольчуги, но и украшал ее. Орнаментальный узор из вороненых цельносеченных колец шел снизу вверх по правому плечу полосой шириной в 8 см, затем шел к вороту шириной уже в 10 см, далее по правому подполку спускался вниз, потом от ворота шел по левому плечу и вновь спускался вниз. Таким образом, плечи, ворот и подполок кольчуги украшены с большим вкусом цельно штампованными воронеными кольцами.

Ниже этой орнаментальной полосы имеются украшения На груди кольчуги. Подол кольчуги состоит из нескольких перемежающихся рядов светлых и вороненых колец. Эта кольчуга, несомненно, имела первоначально очень эффектный вид и принадлежала, по-видимому, одному из крупнейших феодалов того времени.

Действию наступательного оружия чаще всего подвергались шея, плечи и грудь, и естественно, что в указанных местах кольчужному мастеру необходимо было усиливать кольчугу. Однако, как мы видим, описываемая кольчуга имеет квадратный ворот, и шея оставалась открытой как спереди, так и сзади; на плечах же и на верхней части груди находятся наиболее мелкие и легкие кольца. Оказывается, особенного усиления кольчуге XII–XV веков в этих местах не требовалось, так как в это время шея и верхняя часть груди воина находились под надежной защитой специального кольчатого ожерелья, которое непосредственно было связано со шлемом (рис. 3).

Это ожерелье, имея достаточный запас кольчужной сетки, свободно спускалось на плечи, предохраняя дополнительными кольцами шею, плечи и верхнюю часть груди воина. Своеобразное распределение колец на кольчуге не случайно и преследует определенные цели: с одной стороны, сделать ее более легкой, а с другой – наиболее прочной в уязвимых местах, не прикрытых другими видами оборонительного доспеха.

На рисунке 3 дан общий вид кольчуги № 4470; ее плечи прикрыты ожерельем, прикрепленным к шлему. Изображения воинов в подобном вооружении можно встретить на миниатюрах древних рукописей, а также на фресковой и станковой живописи, в иконах XIII, XIV и XV веков».

Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех. // Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. — М., 1954. — С.  67-70.

  • Ширина в плечах с рукавами – 140 см
  • Ширина в талии – 80 см
  • Ширина в подоле – 94 см
  • Длина – 70 см
  • Вес–11793 г.
  • Всего колец в кольчуге около 25 000

Фото из: Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех. // Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. — М., 1954. Рис. 3.

Gordeev071

Фото из: Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех. // Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. — М., 1954. Рис. 2.

Gordeev069

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s