Юшман кн. В.А. Старицкого. З. О. 7611 (ГЭ I.604) 1550 г.
Князь А.В. Старицкий был троюродным братом царя Ивана Грозного.
Этот юшман поступил в Эрмитаж из Царскосельского арсенала.
Грудь выполнена из 5 рядов, 3 центральных по 14 пластин (включая подполок), два крайних по 13, бока выполнены из 2 рядов по 9 пластин, спинная часть из 5 рядов, 4 ряда по 14 пластин и
центральный ряд из 13. Общее количество пластин – 173.
Примечательной особеностью этого юшмана являются пластины с надписями, указываюшими н владельца доспеха.«Божиею Милостью Мы Владимиръ Князь сынъ Андреевъ внук Великого Князя Ивана», «Брат Ивана Царя Росейского Всемогущаго Бога действомъ изволивъ сей омшан (юшман)», «сотвори Московскому Князю Владимеру Андреевичю 5 лет кнежения его 17 лет возраста его»
Описание этого доспеха встечается у А.Ф. Жиля и Э.Э. Ленца, а также в каталогах художественных выставок в Эрмитаже.
Жиль Ф.А. Царскосельский музей. – СПб.: типография Баумана, 1860. С. 149-151.
Ленц Э.Э. Императорский Эрмитаж. Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения, – СПб.,1908. С. 286-287.
Каталог выставки «Художественное оружие» из собрания Государственного Эрмитажа. Спб. 2010. С. 164; 2011. С. 70
Фото из сети
Также следует добавить, что по мнению оружиеведа Ю.Ф. Игиной, аттрибутика этого юшмана Старицкому — ложная: «Надпись называет владельцем князя Владимира Андреевича Старицкого (1533−1569), при этом содержит в себе фактические ошибки, которые не могли быть допущены в случае принадлежности доспеха этому историческому лицу. Так, Владимир Старицкий никогда не был московским князем: с 1541 г. он был князем старицким, а с 1566 г. — князем дмитровским. Кроме того, на семнадцатилетие Владимира, которое было в 1550 г., приходилось не пять, а девять (если считать с 1541 г., когда с него была снята опала), либо тринадцать (если считать с 1537 г., в котором умер его отец) лет его старицкого княжения.»
Игина Ю. Ф. Казус шлема Ивана Грозного: к постановке проблемы // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana 2014 № 2 — С. 86-87.
Я правильно понимаю, что он надевается через голову, что не распашной?
НравитсяНравится
Нет, он распашной. На первой и четвертой фото видно подполок. Его пластины уже чем пластины соседних рядов.
НравитсяНравится
Ну распашной — уже хлеб.
А как дело обстоит с застежками?
Известно какими они были, как крепились к юшману и за какие именно пластины?
Есть ли вариант сделать его точную выкройку?
НравитсяНравится
Чтоб сделать точную выкройку нужно получить доступ к артефакту 😦
У Жиля (1860) в основном описаны пластинки с надписями. То же и у Ленца (1908)
НравитсяНравится
Надобно добавить, что известный оружиевед Юлия Игина («Казус шлема Ивана Грозного…», 2014) железобетонно и бесповоротно доказала, что этот юшман является подделкой XVIII-XIX веков. (См. http://cyberleninka.ru/article/n/kazus-shlema-ivana-groznogo-k-p-ostanovke-p-roblemy ; страницы 86-87).
НравитсяНравится
Здравстввуйте А.Ш. Спасибо за комментарий. Да, я читал статью Юлии Фёдоровны. Вы правы стоит добавить её мнение в обзор доспеха. Однако, следует очень осторожно относится к «железобетонности» аргумента. Мнение Игиной строится на ошибке в титулатуре Старицкого на надписи ошибке в годах его именин. Т.е. максимум что можно утверждать — это фиктивность аттрибутики, но не самого доспеха. Сам доспех пока не изучался столь скурпулезно (в наше время). Посему на данный момент исключать его из перечня доспехов 16 века не надо. К тому же такой тип доспеха появился в Москве именно в середине 16 века. Еще одна важная деталь, причем типично московская — наличие пластин с круглыми выпуклостями. Такие замечены не только на юшмане Старицкого, но на бахтерце из Эрмитажа, и на бахтерце из Стокгольма.
НравитсяНравится