Об Ориентализации и Доспешной Моде

Специальный выпуск V. Стояние на реке Угре 1480-2015.

В январе 2015 года со мной связался Кирилл Нагорный, издатель журнала История Военного Дела, а в народе просто МилХист, с интересным предложением написать статью в спецвыпуск посвященный Великому стоянию на реке Угре в 1480 году — событием, которое в традиционной историографии считается концом «татаро-монгольского ига». После этого со мной списался ответственный редактор и составитель спец.выпуска — Михаил Несин, с которым мы обсудили тематику статьи. Как раз к тому моменту я закончил работу над серией из трех статей о русских доспехах 16 века и у меня начало вырисовываться собственное видение ориентализации военного дела в ВКМ. Я понял, что мне нужно углубится из любимого 16 века — в век 15, чтоб там проследить начало этого процесса.

Дополнительным вызовом для меня стала паралельная подача документов для учебы в магистратуре, и поэтому приходилось все время разрываться на несколько фронтов. Мы договорились с Михаилом Несиным, что я сосредоточусь на тенденциях смены доспехов, т.н. «доспешной моде», которая частично совпала с событиями предшествовавшими Стоянию. К концу мая 2015 работа над статьей была готова.

К этому времени я как раз переехал в Канаду и готовился к учебе. Статья вышла в середине августа, и признаться чесно — я о ней забыл. Учеба в новой стране и снова на не родном языке — занятие не из легких.

И вот тут все началос . Из редакции сообщили, что статья вызвала нешуточный интерес и на нее уже пишутся отзывы. Первый отзыв за авторством А.В. Быкова был для меня новым опытом. Каждый ученый, наверное, проходит «боевое крещение» в виде первого критического отзыва. Признаюсь, у меня взяло некоторое время, чтоб осознать критику и начать готовить ответ. Впрочем, Михаил Несин, посоветовал не спешить, поскольку в редакцию поступило еще несколько отзывовов.

Как выяснилось — ажиотаж вокруг моей статьи поднялся нешуточный! Обсуждение статьи вылилось в целых семь отзывов на статью и с дюжину обсуждений на различных интернет-площадках. В какой-то мере, меня это даже немного смутило, т.к. весь раздел дискуссия в спецвыпуске занял наш «сериал» об ориентализации и «доспешной моде». Часть отзывов на статью была написана в критической манере, часть была более положительная, но глобально получился просто замечатильный обмен мнениями с заочными бурными спорами, которые с моей точки зрения, безусловно обогатили историографию военной истории Росиии 15-16 вв. Ну и конечно, я как невольный виновник настоящей «дискуссии» военных историков, не мог не ответить уважаемым рецензентам, что я собственно и сделал. Мой ответ на отзывы вышел три дня назад. Наш сериал, в рамках спецвыпуска об Угре подошел к концу, но дискуссия и обмен мнениями еще далеки от своего конца. Ответ на отзывы тоже вызвал новую порцию бурных и яростных обсуждений, а в редакцию уже поступила статья-отзыв на один из отзывов серии. 

Ну и наконец, хочу поблагодарить всех, кто был причастен к данной дискуссии:

В первую очередь всех без исключения уважаемых оппонентов-коллег: А.В. Быкова, М.А. Несина, О.В. Комарова, А.Г. Панкратова, Д.Е. Бузденкова, Ю.А. Кулешова, и В.В. Пенского.

Также благодарю ответсвенного редактора спец.выпуска М.А. Несина, главного редактора В.В. Пенского, издателя журнала К.В. Нагорного и художника-иллюстратора А.В. Красникова. Без их энтузиазма ничего этого бы не было.

Отдельная благодарность все тому же М.А. Несину, Э.И. Манну и О.В. Федорову и многим другим друзьям и коллегам, с которыми мы вели многочисленные обсуждения доспехов, ориентализации и военной истории северо-восточной Руси.

Ну и, наконец, главная благодарность моим троим любимым женщинам — моей маме Т.О. Шиндлер, сестренке Т.В. Буравенков-Шиндлер и моей самой любимой на свете жене А.В. Шиндлер за их любовь и поддержку, без которых я бы ничего не смог.

Полный список статей в дискуссии:

 

Добавить комментарий

