О двойных шишаках

Заканчиваю работу над замечаниями редактора по статье о шишаках. Одна из правок уважаемого В.В. Пенского заключалась в том, что известное выражение Гваньини о доспехах следовало бы проверить в оригинале.  И тут все заверте… 🙂

Изначально я стремился развенчать миф о якобы ношении московитами двух шлемов одновременно. Фундаментом для этого послужила комбинация из ошибки Висковатова о Кобылине-Мокшееве, который будто был в «шишаке да в шеломе«, в свою очередь основанная на якобы утверждении Александра Гваньини, что: «русские подчас надевали двойные шишаки«. Такая трактовка сведений Гваньини приводится А.Ф. Вельтманом в предисловии к Древностям Государства Российского (А.Ф. Вельтман. Предисловие. // Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. — М., 1853. — Отд. III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. — С. XIV. ). Продолжить чтение «О двойных шишаках»

Реклама

Яков КРОТОВ ДЕСЯТНИ XVI — начала XVII вв. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ РАБОТА М.Г. КРОТОВА. ЧТОБ НЕ ПОТЕРЯТЬ СНОВА ПЕРЕПОСТ ОТСЮДА

Яков КРОТОВ

ДЕСЯТНИ XVI — начала XVII вв.

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА. исторический факультет кафедра истории СССР периода феодализма ДЕСЯТНИ XVI — начала XVII вв. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК дипломная работа студента VI курса вечернего отделения Кротова М. Г.

Продолжить чтение «Яков КРОТОВ ДЕСЯТНИ XVI — начала XVII вв. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК»

Выписки из фрагментов несохранившихся десятен XVI века

Выписки из фрагментов несохранившихся десятен XVI века

Как известно, из всех документов о поместной службе, у нас сохранилось лишь четыре полных иди относительно полных текста. Это т.н. Боярская книга 1556/1557 года, каширская десятня 1556 года, коломенская десятня 1577 года и ряжская десятня 1579 года (Подробнее см.: в соответсвующих статьях уважаемых коллег Олега Курбатова и Олега Комарова. Продолжить чтение «Выписки из фрагментов несохранившихся десятен XVI века»

Иранское влияние на военное дело России

Иранское влияние на военное дело России.

Ранее я уже неоднократно высказывал мнение, что наибольшее влияние на ориентализации военного дела в Великом княжестве Московском, а в последствии и в остальных частях России, имел иранский вектор. Продолжить чтение «Иранское влияние на военное дело России»

К вопросу о правомерности использования термина «шишак» в 16 веке и развенчании одного устаревшего мифа.

К вопросу о правомерности использования термина «шишак» в 16 веке

Еще во время сбора и обработки материалов по доспехам 16 века я был чрезвычайно удивлен абсолютным отсутствием упоминаний о шишаках в десятнях, боярской книге 1556 года, духовных грамотах 16 века и в других источниках. И это при том, что все оружиеведы как 19-го так и 20-го века активно использовали этот термин. Продолжить чтение «К вопросу о правомерности использования термина «шишак» в 16 веке и развенчании одного устаревшего мифа.»

Где байдана Бориса Годунова? (UPDATED)

Кому принадлежала байдана из Оружейной палаты и где настоящая байдана Бориса Годунова?

Как мы знаем, в Оружейной палате хранится одна из немногих сохранившихся до наших дней русских байдан. Традиционная оружиеведческая историография вместе с музейными публикациями аттрибутирует ее как байдану царя Бориса Годунова.

№ ОР-31 (№ 4560 по описи 1884 г.)

«Байдана XVI века, железная, кольцо большее плоское. Креплено в накладку». На всех кольцах этой байданы отчеканена надпись: «С нами Бог никтоже на ны».

baydana

Ранее я уже высказывал свои сомнения в правильности аттрибутации этого доспеха. Пару недель назад камрад Эрих Ман обратил мое внимание на некоторые новые факты, связанные с байданами, поэтому с его помощью я решил попытаться разложить этот паззл.

Вкратце можно сформулировать вопрос следующим образом:

  • В 1844 году, А.Ф. Вельтман, в кратком словаре терминов, упоминает байдану, хранящуюся в Оружейной палате: «Байдана железная, на кольцах слова». На кольцах этой байданы отчеканены слова: «съ нами Богъ никто же на ны«. Вельтман не утверждает что это и есть байдана Годунова. Более того, он прямо указывает, что у Бориса Годунова был такой доспех и приводит его описание: «Байдана мисюрская с сеченым кольцомъ с мишенью без ожерелья, ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой». (Вельтман А.Ф. Обяснительный словарь // Московская оружейная палата. – 1844. – С. 3.)

Вельтман 1844

  • В 1860 году, во втором издании своего труда, Вельтман вновь упоминает байдану мисюрскую и именно ее считает байданой Годунова, а не байдану из Оружейной палаты. (Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата. – 1860. – С. 216.)

Вельтман 1860

  • В 1865 году выходит работа Петра Савваитова, в которой он публикует полный текст описи ратных доспехов Бориса Годунова. В ней указаны лишь полубайданы, но не байдана мисюрская. (Платье, оружие, ратный доспех и конский прибор царя Бориса Феодоровича Годунова. // Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и ратних доспехов и конского прибора. – СПб.: типография Императорской академии наук, 1865. – С. 38.)

Савваитов 1865

  • В той же работе, в объяснительном словаре, Савваитов упоминает байдану мисюрскую в Переписной книге 1687 года (Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и ратних доспехов и конского прибора. – СПб.: типография Императорской академии наук, 1865. – С. 154.)

Савваитов 1865 (2)

  • В 1896 году Савваитов публикует второе издание обьяснительного словаря, где снова упомянута байдана мисюрская (Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и ратних доспехов и конского прибора. – СПб., 1896. – С. 7.)

Савваитов 1896

Подведем предварительный итог. В Оружейной палате, в разное время существовало несколько кольчатых доспехов, имевших большие плоские кольца. Как минимум нам известно две байданы и несколько полубайдан. Лишь одна из байдан имеет отношение к Борису Годунову, а именно «байдана мисюрская». Обе байданы имели ряд четких характеристик, которые позволяют их безошибочно отличить.

  1. Байдана мисюрская имела три ряда медных колец по подолу, вороту и рукавах. Байдана № ОР-31 из Оружейной палаты не содержит вообще медных колец.
  2. Байдана мисюрская имела мишень (возможно даже с именем Бориса Федоровича как и на других его кольчатых доспехах — см. выше). Байдана № ОР-31 из Оружейной палаты не имеет мишеней.

Музейная традиция стремилась аттрибутировать сохранившиеся артефакты выдающимся историческим персонажам. Вероятно, в какой-то момент служащие Оружейной палаты, решили атрибутировать свою байдану с байданом мисюрской Бориса Годунова. Предполагаю, что это произошло в период с выхода публикации описи имущества (1865) и до выхода описи ОП 1884 года, поскольку в этой описи уже присутсвует четкая отождествление сохранившейся байданы и Годуновской байданы мисюрской. (Опись Московской Оружейной палаты, Ч. 3. Кн. 2. Броня. — Москва: типография Общества распространения полезных книг, 1884. — С. 83)

Опись 1884

Стоит обратить внимание, что первое упоминание байданы мисюрской — 1589 год, а байданы железной с чеканеной надписью — 1647. Таким образом, вероятно, что байдана из Оружейной палаты не 16, а 17 века.

Вывод: Байдана № ОР-31 из Оружейной палаты не принадлежала Борису Годунову.

Окей, это мы выяснили. Но теперь напрашивается вопрос а где же байдана Бориса Годунова???

Возможно, ларчик просто открывается.

В 1896 году Э.Э. Ленц выпустил великолепное описание коллекции Шереметьевых. Среди прочих экспонатов там была и байдана № 5 (Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева. СПб, 1896. С. 7)

«Кольцо крупное, совершенно плоское, толстое, круглое, скреплено на гвоздь. На каждом кольце выбиты: с одной стороны волнообразная линия, с другой – узор, имеющий некоторое сходство с восточною надписью, которую, к сожалению, нельзя разобрать. Горловины нет, разрез ворота в середине прямой, без перехвата; края разреза оторочены двумя рядами медных колец, скрепленных на железный гвоздь. Рукава до локтя, также оторочены двойным рядом медных колец. На подзоре опушка такая же в 4 ряда; спереди и сзади по разрезу в 3,5 в. На плечах и в подзор местами звенья распущены».

Черно-белое фото из его работы не позволяло окончательно распознать в ней байдану мисюрскую.

d0b1d0b0d0b9d0b4d0b0d0bdd0b0-e284965-d188d0b5d180d0b5d0bcd0b5d182d18cd0b5d0b2

Update

Дополнительным аргументом в пользу теории, что байдана Годунова попала к Шереметьевым стало важное сведение, которое мне сообщил Сергей Павлович Орленко, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля. Так, по его словам один из Шереметьевых возглавлял ОП в 1680-е и много вещей перекочевало их государевой оружейной казны в родовой арсенал Шереметьевых.

Как известно, коллекция Шереметьевых в 1930-е годы попала в Эрмитаж. Сегодня  эта байдана выставлена в экспозиции Эрмитажа, причем записана как турецкая 16 века. Обратите внимание на следующие фото.

Фото взяты с ТФорума.

gallery_21852_354_318458 (1)gallery_21852_354_306413

На первом фото четко видно совпадение количества мест опушки (ворот, рукава и подол), а так же совпадение количества рядов опушки. Более того, на кольцах опушки видим просвечивающую медь, Т.е. — кольца не латунные или бронзовые, а именно из позолоченой меди. Более того, совпадает количество рядов на разрезе в подоле. Кроме этого, топология кольца (плоское байданное с шипом внутрь и продолговатой заклепкой на обе стороны) — полностью совпадают с мамлюкскими полубайданами 16 века из других музеев (напр. Метрополитен в Нью-Йорке). Кроме этого на втором фото можно разглядеть чеканные надписи на арабском. Таким образом, вероятно, это один и тот же доспех, упомянутый и в Переписной книге 1687 года и в описи имущества Бориса Годунова 1589 года.

Выходит, байдана мисюрская Бориса Годунова не в Оружейной палате, а в Эрмитаже?!

П.С. Если все вышесказанное верно, то не пора ли исправить полуторавековую неточность?

Благодарю всех коллег-историков, оружиеведов и реконструкторов, кто помогал в этом расследовании.