Кольчуга из Полоцка

Кольчуга из Полоцка

Заявлена как 14-16 вв.

3OFqeMtkCCk38aviBDpph8jpCY1J_c5xgR907EXkYZdkTcjYp0Njk2EvDN2_J8BNJsZkljKEDts94

2mDKfwMQugo

Реклама

Байдана из Национального музея Литвы

Байдана из Национального музея Литвы в Вильнюсе. В музее датирован XV веком. Просто великолепнейший образец кольчатого доспеха. Изначально, я ошибочно записал его в пансыри из-за топологии кольца. Но нужно также учитывать размер кольца, заклепку и орнамент. Благодарю камрада Эриха Манна за то, что указал на ошибку!

_I4osfcmQd4-0kfOK-mNFA0M-kunEZmGg4kFzGsBiUCIC9JuDEdoW1EJ9niogWm-8goBOvU7-EQp0pEL7XAdpbE8qqpS2JGMYEEWtGTrNzJhvY

В продолжение вопроса о термине «шишак» в XVI веке

В продолжение вопроса о термине «шишак» в в XVI веке веке.

Недавно я поднял вопрос о правомерности использования термина «шишак» в отношении доспехов поместной конницы в XVI веке. Как показал обзор документов о поместной службе, духовных грамот и других письменных источников, термин «шишак» нигде не встречается.

Впрочем, с помощью уважаемых Алексея Лобина и Олега Курбатова, один такой случай все-таки удалось обнаружить. Так, в 1590 году, некий пушкарь Фролка Сысоев был одет в шишак: «у той пищали пушкарь Фролка Сысоев, в шишаке».

По словам Алексея Лобина, во время работы над одной своей статьей он изучал данные о снаряжении артиллеристов. Среди прочего, в одном из дел были упомянуты «пятьдесят шишаков железных», которые при подготовке к походу на Азов в 1673 году, были потом присланы в Москву для починки. По его словам эти 50 шишаков, в которые одели пушкарей в походе против турок в 1673 – отличались от вестернизированых образцов, в которые облачались рейтары и с большой вероятностью, они были сделаны с «елецких» образцов, которые и были упомянуты в деле, в котором и упоминался елецкий пушкарь Фролка Сысоев.

Так, упомянутые в 1590 году шишаки, через 80 лет были потом присланы в Москву для починки, а затем в 1673 г. пушкарей одели в шишаки в походе на Азов. Шишаки упомянуты в деле Белг. стола (РГАДА, Ф. 210 (Разрядный приказ), № 741, Ст. Белгородского стола, Л. 88.). К сожалению слайд-сканер с микрофильма имеет очень плохое качество, и по словам Лобина, и само дело гнилое). Если присмотреться к 8-ой строчке снизу можно рассмотреть упоминание этих 50 шишаков. Дело 1590 году, у исследователя, к сожалению не сохранилось из-за поломки компьютера.

Б.Ст.-741-101

Само дело 1590 года, вероятно, находится в СПбИИ РАН, из фонда Гамеля 175.

Таким образом данный факт показывает появление термина «шишак» в России в самом конце столетия. А учитывая, что шишак был частью доспехов артиллерийских нарядов, только подтверждает мое мнение о неправомерности использования термина «шишак» для обозначения шлемов детей боярских в 16 веке.

Шишаки в Польше

Еще одним аспектом вопроса о «шишаках» является происхождение термина. Если до 1590 года, шишаков в России не было — следует искать где они были. Благодаря замечательной статье украинского историка Владимира Гуцула о доспехах и оружии князя Константина Острожского, я узнал об упоминании термина шишак у Анджея Любенецкого.

Na pachołku zaś był pancerz, obrona taka, której nie tylko kijem, ale nahajką mógł rycerza dobić, a nadto paiż albo tarcz ciężka, a pospolicie na niej bywało skrzydło albo kita pawiego pióra przyprawiona, szyszak szeroki i wysoki, jak pudło ze sku ą i kitą z pierza, albo z furkietem, co wszystko z wielkim ciężarem było i w najmniejszy wiatr rycerza zmordowało i konia osedniło.

Зброя князя Костянтина Івановича Острозького у зображеннях, текстах та артефактах. // Острозька давнина. Остріг, 2016. – Вип. 5. – С. 17-18.

Годы жизни Любенецкого 1550-1623, и таким образом, в той или иной мере, его сведения  затрагивают XVI век. А польский историк Радослав Сикора указал мне на еще один замечательный пример использования термина «шишак» в Польше:

Stanlslao Plichta proficiscenti Vratislaviam, pro coemendis rebus necessariis S. M. R. videlicet pro 10 galeis per fl. 6 cum vectura fi. 60. Za kitajkę jedwabną i bawełnę pod szyszak Króla JMści gr 22. Od podszycia 6 helmów usarskich fi. 1 gr. 18.

Konstanty Górski. Historya artyleryi polskiej. Warszawa, 1902. S. 248.

Gorski art. szyszak

Данное упоминание шишака замечено в списках от 1552-1562 гг. что также подтверждает бытование термина шишак уже в середине XVI века. Отмечу также, что в этом фрагменте фигурирует не сам шишак, а хлопчатобумажный материал «под шишак», т.е. предположительно для его подшлемника. А далее указано, что это из «подшивки» шести шлемов «usarskich». Если к последнему слову добавить латинскую h — то можно осторожно предположить что это гусарские шлемы.

Шишаки в ВКЛ

В то же время, у нас в наличии множественные упоминания термина «шишак» в литвинском актовом материале. Так, Юрий Бохан привел примеры использования шишаков (совместно с пансырями) в посполитом рушении. Так в 1567 году им было обнаружено 24 случая комплекса доспехов в который входил шишак в 4 разных хоругвях (Вильно, Минск, Слоним, Браслав), а в оной только роте Кмиты-Чернобыльского, которые были известны любовью к ориентальным доспехам таких случаев замечено 59 штук! (Бохан Ю.М. Узбраенне войска ВКЛ другой паловы ХІV – канца ХVІ ст. — Мінск, 2002  — С. 47-49; 272-277)

Бохан, с. 272Бохан, с. 273Бохан, с. 274Бохан, с. 275Бохан, с. 276Бохан, с. 277

Бохан также отмечает появление термина шишак в документах, начиная с 1564 года. Впрочем, в 1560-ые, шишаки еще не были сильно распространены среди поместной шляхты.
Бохан, шишаки С. 48
Но уже во второй половине 1570-е, вследствие реформ Стефана Батория, шишаки становятся приоритетным видов шлемов для самого «авторитетного» рода войск — гусарии. А в III статуте ВКЛ (1588 г.) шишак упоминается как один из основных шлемов, рекомендованых у потреблению. Так во втором разделе «О обороне земъской«, в статье (артыкуле) пятом «О хоружихъ земъскомъ, дворномъ и поветовыхъ», мы видим:
А хоружий, кгды будеть хоруговъ держати, маеть на собе мети зброю добрую, и гелмъ або шишакъ, и бронь, а конь абы под нимъ былъ добрый.
Лит Статут 1588 шишак
Статут Вялікага княства Літоўскага 1588.

Предварительные выводы

Как видно из приведенных фактов, термин шишак укрепился в документах Польши и Литвы еще в 1560-ые годы, что на три десятилетия раньше первого найденного нами появления этого термина в Москве. С моей точки зрения, версия появления термина шишак от польского szyszak обрастает аргументами.

Кроме того, как мы знаем, что в Москве, что в Литве, что в Польше — шишак — это конкретный вид шлема. Но не уверен, что это также верно в случае Венгрии. У венгров — это слово значит шлем. Т.е. sisak — это просто шлем. Любой. А кто носил шишаки? В Польше их носили в том числе и ранние гусары и судя по всему, через них этот термин и распространился в России. А откуда взялись гусары в Польше? Конечно из Венгрии. Совпадение? — Не думаю» (с). Впрочем, вопрос о польском заимствовании термина шишак из Венгрии еще нужно копать.

Темой гусар я никогда особо не интересовался специально, но если обратится к той же википедии, она сообщает следуещее:

Гусары появились в Венгрии при короле Матьяше Корвине, который в 1458 году приказал для защиты от турок образовать особое ополчение. Дворяне должны были выставить, по одной версии, по одному вооружённому всаднику на каждые 20 боеспособных холопов[1], по другой — по одному вооружённому всаднику на каждые 20 дворов[2]. О происхождении слова «гусар» в венгерском языке существуют разные мнения — многие учёные считают, что слово восходит к лат. cursus — набег, и таким образом родственно слову корсар[3]. По другой версии, huszár от венг. húsz «двадцать», потому что по венгерским законам из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом[4]. Есть также версия, согласно которой венг. húsz «двадцать» означает численность наименьшего кавалерийского подразделения в венгерской армии, а венг. -ár является лишь суффиксом[5]. В то же время критики версий, связанных со словом «двадцать», отмечают, что в Венгрии часто использовались словосочетания со словами «десятина» и «тридцатый», но словосочетаний со словом «двадцатый» не было[6].

Венгерская статья о гусарах на вики дает замечательный аутентичный термин — huszár sisakkal. Гугл танслейт переводит это как «гусарский шлем»

Итого, я думаю, что когда поляки переняли гусарскую моду, то и термин тоже перенялся. Ну а потом и московиты, в свою очередь, переняли термин у поляков. Впрочем, в этой ситуации есть еще и немецкий след. Еще классик польского оружиеведения Здзислав Жигульски, упоминал, что золоченые и травленые шишаки с арабесками производились в Нюрнберге и шли на экспорт в Польшу и Венгрию (Gradowski Michał, Żygulski Zdzisław Słownik uzbrojenia historycznego, Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2010, S. 134), а уже упомянутый Юрий Бохан привел конкретный пример шлема названного шишаком из коллекции Тышкевичей из Логойска, сделанным южнонемецким мастером, вероятно в Нюрнберге около 1550 года, и еще одним подобным шлемом, сделанным в 1561 году. Оба ныне хранятся в Краковском Вавеле.

Вполне возможно, что шишак изначально это просто гусарский шлем. Все те полусферические (более низкие) наголовья из российских музеев — это рейтарские и гусарские шишаки. И никакаих московских шишаков в XVI не было. Были просто шапки железные, которые все же немного более высокие чем шишаки XVII века. Ну а дальше оно все стало развиваться в общей ориентальной канве.

П.С. Чувствую, что по шишакам еще далеко не конец… Но радует то, что в целом пазл складывается — термин шишак и XVI век — надо разделить. А помимо всего прочего, военное дело XVI и XVII вв. все-таки кардинально различаются 🙂

Читать продолжение: О происхождение шишаков

Заметки о Бахтерцах Литвинских и Русинских

Занимаясь исследованием военного дела Московии, невозможно не учитывать двусторонние влияния военного дела соседей России на московские традиции, известные как «ориентализация» и «вестернизация», так и влияние московитских традиций на соседей, которые я условно назвал «московизация».

В последние недели я активно занимаюсь исследованием безрукавных бахтерцев, характерного московского типа кольчато-пластинчатых доспехов. В нашем сериале об «ориентализации» тема бытования бахтерцев на украинско-белоруских землях в 16 веке уже затрагивалась. Некоторые факты упоминания бахтерцев, как например в реестре речей скарбных даже были упомянуты в некоторых работах.

В «Реестре посполитых речей скарбных» 1510 года среди прочих доспехов из арсенала Несвижского замка упомянут «бехцер»[i]. В арсенале Христофора Радзивилла в Вильно (1584 г.) упомянут бехтер «старый простой железный»[ii]

[i]Юхо С.В. Инвентарь вооружения Несвижского замка 1510, 1569 годов (позднее вывезенного в Чернавчицы) и другие инвентари 2-й половины XVI века: уникальные источники для новых исследований // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Третей Международной научно–практической конференции 16–18 мая 2012 года. — СПб., 2012. — Ч. III. — С. 449.

[ii]Там же. — С. 451.

Согласно сведениям из «Хроники польская, литовская, жомойская и всей Руси», написанной Матеем Стрыйковским, сам князь Константин Острожский был в бахтерце и штурмаке в битве под Вишневцем 1512 г. (битва под Лопушным), когда Польско-Литовские войска разгромили татар, а затем и в битве при Орше против московитов в 1514 г.!

Maciej Stryjkowski, Kronika polska, litewska, żmódzka i wszystkiej Rusi, Warszawa, 1846

  • S. 367: «…Sam w bechterze, sturmakiem obwarował głowę…»
  • S. 381: «…A kniaź Constantin jeżdżąc z buławą w bechterze…»

cropped-orsa_1.jpg

Наконец, в книге выдающегося белоруского исследователя военного дела ВКЛ, Юрия Бохана, собраны раличные упоминания бахтерцев в литовском актовом материале.

Андрей Збаражский и четыре его человека были одеты в бахтерцы в 1528 году во время службы в польской наёмной роте Яна Мелецкого, в отряде из девяти человек. Два бахтерцы упомянуты отряде (из десяти человек) Николая Збаражского из роты Прокопа Сенявского в 1536 году; еще один бахтерец упомянут в отряде Рыгора (Григория?) Киевлянина (из пяти человек), в составе роты Каменецкого в 1542 году.

Бахтерец упомянут в качестве причины конфликта между двумя литвинами в 1539 году. «Пахтеры» присутсвовали среди имущества усадьбы княза Фёдора Головни Дзерн в 1565 году.

«Бехцеры» в качетсве вооружения всадников встречаются в списках посполитого рушения в разных хоругвях согласно переписи 1567 года. Так, в Виленской хоругве было два всадника в «бехцере» и «прылбіце», один — вооруженный «аркебузой» и «сякерой»; второй — «рагаціной»; в Браславской хоругве был всадник в «бехцере» и «прылбіце», вооруженный «сагайдаком» и «рагаціной»; в Минской хоругве было два всадника в «бехцере» и «прылбіце», один вооружен «тарчем» и «дрэвом», а второй — «рагаціной». Кроме этих хоругвей, в составе роты Филона Семёновича Кмиты-Чернобыльского значится еще один всадник в «бехцере» и «прылбіце», вооруженный «тарчем», «дрэвом», и «шаблей».

Бохан Ю.М. Узбраенне войска ВКЛ другой паловы ХІV – канца ХVІ ст. — Мінск, 2002  — С. 54-55; 272-277, Табл. I, II, V, VI.

Конечно, бахтерцы в Литве были меньше распространены чем в Москве, но и ишнорировать их использование — нельзя!